пятница, 16 декабря 2011 г.

Туарегский блюз: от Калашникова к Стратокастеру

При слове «туарег» среднестатистический обыватель, как правило, вспоминает марку автомобиля, даже не подозревая о гордом племени хозяев Сахары. «Синие люди пустыни» туареги столетиями проживали на территории от Буркина-Фасо до Ливии. Мусульмане, сохраняющие сильные традиции матриархата; искусные воины, борющиеся за создание своего государства Азавад. В 21 веке миру туареги открываются в новой роли – талантливых музыкантов. Толчком для этого стал прорыв на мировую сцену группы Tinariwen.

Tinariwen

Тяжело найти группу со столь же сложной историей и долгим путем к мировому признанию. История Tinariwen является отражением истории всего племени туарегов со второй половины 20-го века. В 60-м году Мали получает независимость от Франции. Правительство молодого государства из столицы Бамако пытается навязать свои законы независимому народу кочевников на севере страны, что приводит к вооруженному восстанию в 63 году. В возрасте 4-х лет, будущий основатель группы Ибрагим Аг Алхабиб (Ibrahim Ag Alhabib) становится свидетелем того, как правительственные войска убивают его отца, а также уничтожают весь скот и всех верблюдов деревни, вынуждая людей покинуть родную землю и отправиться в лагерь беженцев на юге Алжира.

Ярким детским впечатлением для Ибрагима стал западный фильм, в котором ковбой играл на гитаре, вскоре он сооружает свой инструмент из консервной банки, палки и велосипедного тормоза и пытается играть на нём традиционные туарегские песни. В возрасте 9 лет он сбегает из дома чтобы увидеть мир. Во время скитаний по Алжиру и Ливии, Ибагим присоединяется к своим сородичам, покинувшим родные земли из-за сильнейшей засухи. Так он встречает братьев Интейеден и Лия Аг Аблил (Inteyeden and Liya Ag Ablil), а так же Хасанн Аг Тоухами (Hassan Ag Touhami). Вместе они увлекаются алжирской поп-музыкой раи (rai), марокканскими протестными песнями чааби (chaabi), а также западной поп и рок музыкой. Вместе друзья выступают на различных праздниках, исполняя песни собственного сочинения об изгнании и тоске по своей родине. Избегая преследования полиции, музыканты часто скрываются на несколько дней в пустыне, так что скоро их начинают называть Kel Tinariwen – «Люди пустынь».

Как бы иронично не звучало, но становлению туарегской музыки в некотором роде поспособствовал небезызвестный Каддафи со своими амбициями на территории Северной Африки. Лидер Ливии распространил призыв к молодым туарегам, нелегально проживавшим в стране, получить военную подготовку в тренировочных лагерях. Большинство молодых людей откликнулось на это предложение, видя в нем возможность силой вернуть родные земли. Так в одном из подобных лагерей оказываются участники молодой группы Tinariwen, где они объединяются с другими музыкантами, исполняющими собственные песни. За неимением других средств, таких, как радио или газеты, музыка становится единственным способом донести идеи восстания. Лидеры повстанческого движения туарегов, видя потенциал песен группы, выделяют деньги на создание простой переносной студии. Музыканты записывают свои песни бесплатно любому, кто приносит им пустую кассету. Вскоре эти кассеты распространяются из рук в руки, от деревни к деревне по всей Сахаре.

После возвращения в Мали и окончания восстания в 91 году, музыканты навсегда откладывают оружие, которое им пришлось взять лишь из-за жестокой необходимости. Некоторые из бывших членов группы соглашаются на работу, предложенную правительством, другие же, как Ибрагим и Хасан, полностью посвящают свою жизнь музыке. В 90-е Tinariwen становится скорее движением, нежели группой, объедения большое количество музыкантов, которые могли выступать в одно и то же время в разных частях пустыни. Вскоре любого туарега, держащего в руках гитару, начинают считать членом этого движения.



Слухи о подобной группе доходят до французов Lo'Jo, желающих пригласить их в Европу. В 98 году они приезжают на фестиваль в Бамако, где встречаются с двумя участниками Tinariwen, что становится переломным моментом в истории группы и началом их мирового признания. Во время этой встречи возникает идея фестиваля, который бы поспособствовал культурному обмену в регионе, привлечению туристов и инвестиций. На подготовку фестиваля, названного Festival au Désert (http://www.festival-au-desert.org/), ушло 3 года. Впервые он принял гостей в 2001 году, став ежегодным событием, открывшем миру культуру туарегов. Главным событием первого фестиваля становится выступление Tinariwen, которое привлекло к ним внимание европейцев. За 2001 год туарегская группа выступает на крупных фестивалях Roskilde, WOMAD и South Bank. В том же году в городе Кидал на радио Tisdas, единственном, вещающем на языке туарегов тамашек, при участии гитариста Джастина Адамса (Justin Adams) и звукорежиссера Жан-Поля Романа (Jean-Paul Romann), записывается дебютный альбом The Radio Tisdas Sessions. Эта запись была положительно принята критиками и слушателями по всему миру, как и все последующие альбомы Amassakoul (2004), Aman Iman (2007) и Imidiwan (2009).



Уникальный стиль игры на гитаре, являющийся адаптацией традиционной туаргеской музыки, формировавшийся также под влиянием арабской и западной поп-музыки; монотонные меланхоличные песни о тяжелой судьбе своего народа и красоте родной земли, не оставляющие равнодушными и людей далеких от этой культуры; дух пустыни в каждой песне – все это сделало Tinariwen самой восстребованой и продаваемой группой Африки. Группа является желанным гостем на любом крупном международном фестивале, дает по сотне концертов год во всех уголках мира. В своей любви к группе признавались Роберт Плант, Том Йорк, Боно и Крис Мартин.

В своем последнем на сегодняшний день альбоме Tassili, выпущенном 29 августа, приоткрыли свою музыку для пришельцев из другой культуры: на записи отметились участники группы TV on the Radio, гитарист американской группы Wilco Клайн Нельс и группы Dirty Dozen Brass Band из колыбели джаза Нового Орлеана. Альбом Tassili стал самым ярким событием в области world music этого года.



Toumast

Путь от автомата к гитаре характерен для биографии еще одного туарегского музыканта родом из Нигера Муссы Кейна (Moussa Ag Keyna), основателя группы Toumast. Так же, как и его коллеги из Tinariwen, в возрасте 15 лет он попадает в один из тренировочных лагерей на территории Ливии, чтобы научиться сражаться за независимость своего племени. Помимо обучения методам современного боя, молодые туареги обучались и иному средству своей борьбы, объединяясь в группы, открывая для себя электрогитары и рок-н-ролл. Вместе со своими друзьями и братьями, Мусса создает группу под названием Toumast, что означает самоопределение, так как именно за это они сражались как с оружием в руках, так и сочиняя свои песни. Группа выступает для своих собратьев в перерывах между рейдами.

В 94 году Мусса был ранен и эвакуирован во Францию, так что теперь ему предстояло навсегда отложить оружие и полностью посвятить себя музыке. Восстание в Нигере было окончено в 95 году, однако для Муссы не было дороги домой, так как все его братья были убиты. Во Франции он знакомится с композитором Дэн Леви (Dan Levy). Дэна заинтересовали песни туарега, а так же его желание развивать свою музыку, добавляя в неё новые элементы, но не отрываясь от своих корней. К новообразованному дуэту присоединяется двоюродная сестра Кейны Аминату Гумар (Aminatou Goumar) и вместе они возрождают Toumast.

Дебютный альбом был выпущен в 2008 году. Он получил название Ishumar, что означает безработный. Это слово стало определением для всего поколения, к которому относится Мусса – туарегов, покинувших родные земли из-за сильнейшей засухи и политических репрессий, и скитавшихся по Алжиру и Ливии. Музыка группы писалась за пределами пустыни, так что в отличие от Tinariwen, ей характерно более западное звучание, с более быстрым темпом и использованием клавишных и саксофона.



Terakaft

Terakaft – группа, основанная отцами туарегского блюза, бывшими участниками Tinariwen, авторами уникального стиля игры на гитаре и символизирует собой все лучшее, что есть в пустынном блюзе. Группа была образована в 2001 гитаристом и вокалистом Кеду Оссад (Kedou Ag Ossad) и басистом Лия Аблил (Liya Ag Ablil). Оба покинули группу Tinariwe, однако, оставаясь близким друзьями с её музыкантами. Фактически Terakaft стали сайд-проектом Tinariwe, так как многие музыканты принимают участие в записях обоих коллективов. Группы развиваются параллельными курсами, в Terakaft приоритет отдан психоделичному гитарному груву. Многие композиции группы являются каверами Tinariwen.



Bombino

Омара Моктар (Omara Moctar) по прозвищу Bombino из числа молодого поколения музыкантов, воспитанных на песнях повстанцев. Во время восстания туарегов, его семья была вынуждена переехать на юг Алжира. Однажды кто-то из родственников Бомбино, гостивший в доме его семьи между боевыми рейдами, оставил гитару, что определило его дальнейшую судьбу. Омара учится играть на новом для него инструменте, подражая услышанным песням повстанцев.

После возвращения в Нигер, Омара знакомится с гитаристом Хайа Бебе (Haja Bebe), который приглашает его в свою группу, где он и получает прозвище Bombino как самый молодой участник. Группа выступает на политических акциях, свадьбах и других церемониях. Bombino постоянно улучшает свое мастерство владения гитарой, просматривая видео выступлений Джими Хендрикса и Марка Нопфлера, и скоро становится одним из самых известных гитаристов в родной стране, играя в составе различных групп. Вместе с группой Tidawt Омара посещает Калифорнию, где записывает кавер на песню Hey Negrita группы Rolling Stones на их студии.



В 2007 году одно из выступлений группы Моктара было записано и позже издано американским лейблом Sublime Frequencies. Запись заинтересовала режиссера Рона Вимана (Ron Wyman), который решает снять фильм про самобытного туарегского музыканта и помочь ему записать альбом в достойном качестве. Режиссер и музыкант встречаются в Буркина-Фасо, где последний проживает в изгнании после последнего восстания туарегов Нигера. Альбом записывался на домашней студии Рона. В январе 2010 года военный конфликт был окончен и Bombino смог вернуться в Агадеш. Туда же приезжает и американский режиссер, чтобы закончить работу над фильмом и альбомом. Вместе они организовывают концерт у стен мечети в честь окончания конфликта. Альбом Agadez вышел в апреле 2011 года, открыв миру еще одного талантливого музыканта из племени кочевников Сахары.




Tamikrest

Группа Tamikrest из тех, кто продолжил начинания Tinariwen, пошел по протоптанному ими пути. Это новое яркое событие туарегской музыкальной сцены. Детство участников группы пришлось на время восстания, большинство из них потеряли родных и друзей. Tamikrest была образована подростками, посещавшими школу в Tinzawaten, которая была основана французскими неправительственными организациями. Само название Tamikrest означает альянс, так как все они были из различных регионов пустыни. Свою творческую карьеру группа начинала с исполнения песен группы Tinariwen для своих сверстников. Во время нового восстания в 2006 году участники группы, в отличие от своих старших товарищей, отказываются от вооруженной борьбы, выбрав музыку как средство просвещения. В 2007 году они выступают на подписании мирного договора между правительством Мали и представителями туарегских общин.

Для популизации своей группы молодые музыканты решают непременно попасть на ставшим к тому времени всемирноизвестным Festival Au Désert, куда Tamikrest все же добирается за свой счет в 2008. Как и предполагали участники группы, это стало переломным для них моментом. Там, во время случайного ночного джема, они знакомятся с американо-австралийской группой Dirtmusic. Дружба, завязавшаяся на международном языке музыки, привела к тому, что через год Dirtmusic приглашают туарегов для записи своего альбома. Позже западные музыканты помогают Tamikrest записать дебютный альбом и отправляются в совместный европейский тур, выступив, в том числе, и на одном из крупнейших фестивалей Sziget. За короткий срок группа выпускает сразу 2 альбома Adagh и Toumastin, получив от критиков звание будущего туарегской музыки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий