среда, 18 января 2012 г.

Современная музыка Конго: "Baloji - I’m Goin’ Home"

ДР Конго - одна из крупнейших стран мира, обладающая значительным запасом природных ресурсов. При этом она входит в число беднейших стран, пережившая две масштабные гражданские войны (впоследствии названные 1-й и 2-й мировой африканской войной из-за количества вовлеченных в конфликт стран). Конго представляет собой квинтэссенцию всей "Черной Африки" - знающие люди утверждают, что если вы хотите за раз увидеть всю Африку, достаточно посетить Конго.

Очевидно, что в музыкальном плане недра страны не менее богаты. В первую очередь Конго известно музыкальным жанром soukous. Это африканская интерпретация румбы, возникшая на рубеже 30-х и 40-х годов. В 80е годы данное танцевальное направление (а также его более быстрая версия, получившая название kwassa kwassa) распространилось по всему африканскому континенту. Еще одним важным событием в истории музыки Конго можно назвать фестиваль в 74 году, приуроченный к боксерскому поединку Мохаммеда Али и Джорджа Формана, на котором выступило множество популярных на то время афро-американских музыкантов, во главе с Джеймсом Брауном. Видеоматериалы о данном событие легли в основу фильма Soul Power (настоятельно must see).

На сегодняшний день, обилие талантливых музыкантов привлекает сюда большое количество западных музыкальных продюсеров (так, летом 2011 года, в Киншасе высадился масштабный десант во главе с небезызвестным Албарном. про то, что из этого вышло, смотрите в следующих выпусках) и это является единственной возможностью для местных групп быть услышанными за пределами своего региона. Чуть больше шансов пробиться к широкому кругу слушателей у музыкантов, оказавшихся вдали от родной страны, как в случае бельгийско-конголезского рэпера Baloji.

Baloji в переводе с суахили означает «колдун» и вряд ли это можно назвать тем именем, которое принято давать детям в Конго. Отец будущего музыканта, крупный бизнесмен из города Лубумбаши (столица юго-восточной провинции Катанга), дал такое имя своему сыну в знак благодарности местному шаману, якобы излечившего его от некой хвори. Почти сразу после рождения Baloji отправляется со своей мачехой в бельгийский город Лиеж, во многом похожий на его родной Лубумбаши промышленный центр Валлонии. Через пару лет его отец становится жертвой погромов, спровоцированных правительством Заира, и навсегда уходит из жизни будущего МС.

В Бельгии Baloji ведет вполне обыденную эмигрантскую жизнь: тусуется с такими же детьми из неблагополучных эмигрантских семей, попадая периодически в полицию; будучи подростком увлекается рэпом и организовывает одну из самых успешных местных хип-хоп команд Starflam; чуть было не оказывается депортированным, но в итоге все же получает бельгийское гражданство. Но тут-то его настигает привет из африканского прошлого в виде письма от родной матери, которая каким-то образом распознала сына в клипе, увиденном на местном ТВ. Вопрос «как дела?» и без того зачастую ставит в тупик, а уж тем более когда он доносится из родной страны, в которой не приходилось бывать более 20 лет. Baloji подходит к ответу творчески, оформив его в виде целого сольного альбома под названием “Hotel Impala” (так назывался один из отелей, принадлежавших его отцу). Поездка на родину вышла не слишком удачной (молодой рэпер был явно далек от образа успешного музыканта из далекой и богатой Европы), однако вызвала в душе у эмигранта вопрос самоопределения: «Ранее я не чувствовал себя конголезцем, теперь я уже не ощущал себя бельгийцем».



В 2008 году Baloji, в компании звукорежиссера Cyril Harrison и басиста Didier Likeng, в очередной раз отправляется в Конго с целью перезаписать свой первый альбом с участием местных музыкантов, а в более широком смысле найти свое место в культурном процессе родной страны. Запись проходила в полевых условиях, с использованием самодельных инструментов, без каких-либо эффектов, отчего все звучит честно и искренне. Отметились тут и живые классики соукуса Zaïko Langa-Langa, адепты конготроники Konono N°1 со своим лоу-файным электрическим звучанием самодельных инструментов ликембе, хор под названием La Grâce, а также ряд других музыкантов.

Вся эта “back to the roots” авантюра подарила нам один из самых ярких африканских альбомов последних лет "Kinshasa Succursale", включающий все то, что только можно ожидать от этого термина в наши дни: от госпела к афробиту, от традиционных акустических фолк-мотивов к соулу, от конголезского соукуса к регги и ска. Эклектичная пластинка, в которую аккуратно вплетен франкофонный рэп, что-то вроде нового трайбала. Широкой известности Baloji также поспособствовали появившиеся на ютубе 2 мини-шедевра, клипа на песни Le jour d'apres/ Siku ya baadaye и Karibu ya bintou бельгийского режиссерского дуэта Spike and Jones, снятые оператором Nicolas Karakatsanis на улицах Киншасы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий